вторник, 14 февраля 2023 г.

 

Вот мы и встретились!

Если ты уже подрос, и сам гуляешь на улице и по интернету, заглядывай ко мне в гости. Выбирай, всё, что понравится: сказки, сказочные аудиокниги, видео, стихи, загадки. Каждый месяц для тебя, мой маленький читатель, я выкладываю свою новую сказку. Ты можешь отправить отзыв, нарисовать рисунок или написать свою сказку. Пришли ее мне, и мы обсудим, что же у тебя получилось. И взрослых тоже приглашаю к себе в гости: сказки интереснее читать всей семьёй.
А сегодня ты почитаешь сказку "Пим-Найдёныш" из новой книги с таким же названием Её проиллюстрировала замечательная художница Ларисой Горбаченко. Избранные страницы книги можно почитать в разделе "Почитай книги". 


Электронный адрес для обратной связи: 
veralavrina@yandex.ru

А этой сказкой открывается новая книга:


Пим-найдёныш



В Залесской земле, в дальней стороне жила злая чародейка Мавра. Людям она вредила – порчу наводила. Как-то решила Мавра узнать, от чего ей смерть придёт. Стала она гадать-ворожить, на воду воск лить и проведала, что придёт ей смерть от царского сына Устина. А было ему без году неделя.
 Мы судьбу по-другому скроим, – сказала себе чародейка, – верную гибель царскому сыну подстроим.
Взяла она заговорённое зелье и отправилась в ту страну, где родился Устин. Вызнала Мавра, когда и куда карета с государыней и сыном её ездит, и подкараулила их на пустынной дороге. Как проезжала мимо царская карета – плеснула она под ноги лошадям зелье заговорённое – вмиг превратились кони в злобных драконов. В страхе разбежались царские слуги. Взвились в небо драконы, понесли карету высоко над землёй и низвергли её в пропасть. Вспыхнула она жарким огнём и сгорела вместе с драконами.
– Вот и нет смерти моей! – обрадовалась чародейка.
Но судьбу, как пылинку, не сдунешь, в карман не засунешь.
Государыня, как увидела, что несут их драконы высоко над землёй, сняла валенок, засунула туда младенца и сбросила вниз: «Спасайся, дитятко моё родное!» – прошептала она перед смертью. Чародейка и не увидела, что царица сына в валенке сбросила с кареты.
Решила Мавра царя обольстить. Царь-то вдов остался после гибели царицы. Обернулась она красной девицей, пошла на государев двор, стала в поварихи наниматься. Всех заворожила, очаровала – взяли её стряпухой на государеву кухню. Начала Мавра в царские кушанья приворотное зелье подмешивать. Царь как поест Мавриной стряпни, нападёт на него томление, не знает, с чего. Повели его как-то ноги на кухню, увидел он там Мавру и влюбился без памяти.
– Женюсь, – говорит, – на ней, хоть что вы со мной делайте.
Так и женился на чародейке Мавре. А как женился, начал болеть да чахнуть. Вскоре и умер. Стала Мавра царицей. Подданных в бараний рог скрутила: подати из них выбивала, работать нещадно заставляла. А непокорных в темницу бросала. Тяжкие времена наступили в счастливом некогда царстве.
А что ж с государевым сыном, Устином, случилось? Как выбросила царица валенок с младенцем, упал он как раз в сугроб придорожный. Ехали в ту пору Евсей с Февроньей домой. Слышат: ребенок где-то плачет. Сошли они с саней, огляделись, видят: пим в сугробе лежит, оттуда плач раздаётся. Заглянули в пим, а там – младенец.
– Ну, что делать будем, Евсей? – спрашивает жена Февронья.
– Коли послал нам Бог найдёныша, возьмём его себе.
– Да у нас своих семеро по лавкам.
– Где семь, там и восемь. Прокормим как-нибудь. Не бросать же дитя малое на морозе, – говорит Евсей.
– Ну, а звать-то как его будем? – спрашивает жена.
– Мы его в пиме нашли, так и будем звать Пим-найдёныш.
Так остался младенец Устин у Евсея и Февроньи. А про то, что он царский сын, никто знать не знал и думать не думал. Рос Пим-найдёныш в крестьянской семье. Кашу ел, молоко пил, в лаптях ходил.
Достиг он совершенных лет и говорит Евсею и Февронье:
– Хочу я по белу свету постранствовать, долю-счастье поискать. Может, узнаю, какого я роду-племени, проведаю, откудова я взялся, как в пиме оказался. А вам, матушка с батюшкой, хочу добра-богатства добыть.
Погоревали родители и отпустили Пима-найдёныша. Пошёл он по белу свету странствовать.
Долго ли, коротко ли, привела его дорога в берёзовую рощу. Стоит в роще теремок в три оконца, на коньке – солнце. Постучался Пим в двери.
– Пустите меня, хозяин с хозяюшкой, – просит.
А из-за двери ему отвечают:
– Отгадай мою загадку, тогда пущу.
– Ну загадывай.
– Шапочка железная, для пальчика полезная. Что это?
Пим думает: «Голос девичий. Верно, в тереме красна девица сидит, рукодельем занимается, вышивает, раз про напёрсток спрашивает».
– Это напёрсток, – отвечает Пим.
Только он это сказал, дверь сама собой открылась. Видит Пим: и вправду – сидит на лавочке красна девица, в руках у неё пяльца, на пальчике – напёрсток.
– Ну заходи, Пим-найдёныш, коли отгадал, – говорит она ему.
Пим удивился:
– Откуда ты моё имя-прозвище знаешь?
– Как мне не знать, я Леонила-угадчица, – отвечает девица.
– Может, угадаешь, какого я роду-племени? – спрашивает Пим.
– Ты крестьянского роду, простецкой породы.
– А откуда я взялся, почему в пиме оказался, когда нашли меня приёмные родители?
Девица подумала-подумала и говорит:
– Этого я не могу угадать, оставайся у меня до утра; может, придёт отгадка.
– А накормишь ли гостя? – спрашивает Пим.
– Накормлю, коли угадаешь, что в печи у меня, – улыбнулась Леонила. – Страсть как люблю загадки загадывать. А ты, видать, парень смекалистый.
– Ну загадывай.
– Что за птица? Гнёзд не вьёт, не летает, не поёт?
– Эта загадка нетрудная, – отвечает Пим-найдёныш. В печи у тебя курочка жарится.
– Верно говоришь.
Хозяйка Найдёныша накормила, спать уложила, а наутро говорит ему:
– Не могу угадать, откуда ты взялся, почему в пиме оказался. Ступай к моей средней сестре, Нениле-угадчице, она ловчей меня отгадывает. Может, скажет, откуда ты взялся. Я тебе путь укажу.
Поблагодарил Пим-найдёныш хозяйку и пошёл к Нениле. Долго ли коротко, привела его дорога в дубовую рощу. Стоит там терем – ставни кружевные, стены расписные. Постучался Пим:
– Пусти меня в терем, Ненила-угадчица.
– Отгадай мою загадку, тогда пущу, – слышит он голос.
– Загадывай.
– Две тощие сестрицы шьют рукавицы.
«Видно, она вяжет», – смекнул Пим и говорит:
– Спицы.
Только он это произнёс, дверь сама собой открылась.
– Заходи, Пим-найдёныш. Знаю, сестра моя старшая тебя послала. Зачем пожаловал?
Зашёл Пим в терем. Видит: сидит на лавочке красна девица, спицами варежки вяжет.
– Хочу, – говорит он, – узнать, откуда я взялся, почему в пиме оказался, когда нашли меня приёмные родители.
Посмотрела на него Ненила и молвила:
– Не могу сказать, откуда ты взялся. Оставайся у меня до утра, может, придёт разгадка.
– А не накормишь ли гостя? – спрашивает Пим-найдёныш.
– Отгадай, что у меня в печи, тогда накормлю. Весь день в реке купается, в кольчугу одевается.
Думал-думал Пим и додумался:
– Это у тебя, – говорит,– рыба в печи.
– Смекалистый ты, Пим-найдёныш, – засмеялась Ненила. – Садись за стол, коли так, отведай карася в сметане.
Хозяйка гостя накормила, спать уложила, а наутро говорит:
– Не могу отгадать, откуда ты взялся, как в пиме оказался. Чую только, что высокого ты роду, благородной породы. Иди к моей младшей сестре Людмиле-угадчице, она ловчей меня отгадывает. Я тебе путь укажу.
Поблагодарил Пим красну девицу и отправился к Людмиле. Шёл он, шёл, дошёл до еловой рощи. Стоит там терем: весь в затейливом узоре, с алым цветом на заборе. Постучался Пим.
– Пусти меня в терем, Людмила-угадчица.
А Людмила и говорит.
– Отгадай загадку, тогда пущу.
– Загадывай.
– На соломенной дужке растут избушки, в каждой избёнке – по сестрёнке.
Долго думал Пим-найдёныш, трудную загадку придумала Людмила. Наконец, догадался: «Видно, она зерна на жерновах мелет», – и говорит:
– Это зёрна в колосьях.
Только он эти слова произнёс – двери сами собой открылись.
Видит Пим: сидит у окошка девица-краса, до пят коса, мелет зерно на ручной мельнице.
– Заходи, – говорит Людмила. – Ох и смекалистый ты, Устин, царский сын.
А Пим-найдёныш удивляется: что это за угадчица, что даже имени его отгадать не смогла? Заходит он в терем и говорит:
– Я – Пим-найдёныш.
А Людмила ему:
– Ты Пимом стал, когда Евсей с Февроньей тебя на дороге в валенке нашли, а до этого был ты Устин, царский сын. Хочешь узнать, откуда взялся, как в пиме оказался? За этим пришёл?
– За этим, – отвечает Пим.
Рассказала ему Людмила-угадчица, как погубила царицу злая чародейка Мавра, как спасла его матушка, спрятала в валенок.
Взволновался Пим:
– А где же теперь Мавра?
– Правит она царством твоим, – говорит Людмила. – А твоя судьба – Мавру победить, царство себе вернуть.
– Против чародейства смекалка не сильна, – сокрушается Пим.
– Я тебе помогу, – говорит Людмила, – утром тебя в дорогу соберу, одолеешь ты Мавру.
Обрадовался Пим:
– А не накормишь ли сейчас гостя, коли загадку твою отгадает? – спрашивает Пим. – Уж больно есть охота.
Улыбнулась Людмила:
– Ну отгадай: в белом горшочке каша в два цвета окрашена.
Подумал Пим и говорит:
– Яйцо.
– Молодец ты, Устин, царский сын, мудрый государь из тебя получится.
Людмила гостя накормила, спать уложила. Утром разбудила его чуть свет и подаёт ему косынку – на одном уголке узелок завязан:
– Опояшешься, – говорит, – косынкой, она тебя от чар Мавры обережёт. А вот ещё тебе меч-малют, ты его в рукаве спрячешь, – даёт Людмила Пиму меч размером с булавку.
– Эдаким мечом я разве что стрекозу одолею, – рассмеялся Пим.
– А так?!
Тряхнула Людмила мечом – он вмиг вытянулся, зазвенела сталь, заблестел клинок. Подивился Пим. Тряхнула в другой раз – меч опять стал, как иголка, маленьким. Подколола его под рукав Пиму – меча вовсе не видно.
– Ну вот, а что дальше делать – сам знаешь, ты парень не промах, – говорит Людмила.
Вышли они за ограду. Людмила ударила о землю прутиком – взвился пред ней белогривый конь.
– Довезёт тебя этот конь до твоего царства, – говорит девица. – А коли будет тебе совсем тяжко, развяжи узелок на косынке – приду тебе на помощь.
Поблагодарил Пим сердечно Людмилу-угадчицу, попрощался с ней. Тронул коня за поводья – конь взвился, вмиг домчал его до залесских земель.
Пришёл он во дворец, где чародейка Мавра на троне сидела, и говорит слугам:
– Пустите меня к царице Мавре. Грозит вашему царству страшная беда, хочу рассказать о ней вашей государыне.
Привели слуги Пима-найдёныша к чародейке.
– Ну говори, что за беда грозит нашему царству? – спрашивает Мавра.
– Грозит тебе смерть от Устина, царского сына.
Рассмеялась Мавра:
– Это я вперёд тебя знаю. Только нет уже давно Устина. На том свете он отдыхает.
– А я с того света за смертью твоей пришёл, – говорит Устин.
Разъярилась Мавра, вскричала:
– За глупую дерзость быть тебе лягушонком навеки!– и ударила посохом.
Видит: Устин как стоял, так и стоит – не шелохнётся, не действуют её чары. Оберегает его косынка Людмилы-угадчицы. Встревожилась злодейка, стала метать в Устина огненные стрелы – они тухнут, пеплом к его ногам осыпаются. Догадалась она, что и вправду стоит перед ней Устин, царский сын. Испугалась Мавра, хотела в ворону обратиться и улететь, да поздно. Выхватил Устин меч-малют, тряхнул им – вырос меч в два аршина. Взмахнул он клинком и отрубил голову чародейке – от неё только чёрный дым взвился.
Подданные как увидели, что нет больше злобной Мавры, обрадовались, стали Устина просить стать у них государем.
– А я и есть ваш государь – Устин, царский сын, – говорит он.
Присмотрелись подданные: а Устин-то вылитый царь-батюшка.
– Вот наш истинный царь – обрадовались они.
Присел Устин на трон, снял с пояса косынку, развязал на ней узелок.
Тут же явилась Людмила-угадчица.
– Зачем вызвал меня, Устин? – спрашивает.
– Да вот, – говорит он, – никак не могу загадку разгадать.
– Какую загадку?
– А вот какую: всякого смиряет, злобу убивает, собой всё покрывает. Не знаешь ли, что это?
– Знаю, знаю, – рассмеялась Людмила, – про любовь ты мне толкуешь.
– А коли знаешь, пойдёшь за меня замуж?
– Отчего бы не пойти за Устина, царского сына, – ответила Людмила.
Тотчас послал Устин гонцов за Евсеем и Февроньей.
Стали они все вместе жить-поживать, царством мудро управлять.










 © Вера Лаврина (Правда)

Комментариев нет:

Отправить комментарий